Глава XII. Семетей. Гибель Уметея.
- Если это враги - я один разгромлю их, если это друзья - встречу и поведу вслед за собой.
Кульчоро на скаку преградил путь войску и, узнав Уметея, обратился к нему с приветом:
- Ассалам-алейкум! Здоров ли ты, мой двоюродный брат?
Уметей сказал в ответ:
- Манас повел моего отца под угрозой на Бейджин, и там он погиб. Если Семетей за кун отца отдаст мне скакуна Тайбуурула и род Аргын - мы помиримся, а не отдаст, что я требую - я уничтожу всех киргизов.
Не ожидал Кульчоро таких слов от Уметея и в растерянности ответил:
- Хорошо, я передам Семетею, и за время между двумя удоями мы дадим ответ.
Вернувшись в стан Семетея, Кульчоро в присутствии Каныкей и Бакая сообщил Семетею обо всем, что говорил Уметей. Выслушав Кульчоро, Бакай сказал:
- Манас и Кёкчё были свояками, они жили по-братски, и все у них было общим. Не ради этого негодного сына Кёкчё, а в память самого Кёкчё -дайте все, что он просит, добавив еще больше скота. Постарайтесь сделать Уметея своим другом.
Каныкей в свою очередь сказала:
- Уметей и ты, Семетей, - двоюродные братья. Вы родились в один день, и мы вас назвали сходными именами. Нехорошо ссориться с родичами. Все, что он просит дай ему.
Долго не отвечал на это слова Семетей. - "Почему Уметей не приехал просто, без войска?" - размышлял он и, разгневанный таким поведением брата, задевающим его честь, в конце концов сказал, обращаясь к Кульчоро:
- С врагом будем враждовать, а если он друг, то отдадим ему все, чего бы он ни пожелал. Если он пришел как друг - подружимся. Пусть наши бараны будут в одном стаде, а наша пища в одном кругу. А если он будет противиться, отруби ему голову и принеси мне. Ты, Кульчоро, истреблял не только таких, как Уметей. Ты уничтожил бесчисленное множество войска сорокоханного Китая. Ты побеждал врага, а слава досталась мне. Так иди и поступай теперь, как знаешь.
Когда Кульчоро приблизился к Уметею, тот схватил пику и с боевым кличем "Кёкчё!" нанес ему удар. Кульчоро остановился и только улыбнулся в ответ.
Уметей повторил свой удар. Тогда Кульчоро сказал:
- Прекратите игру!
Уметей снова захотел нанести удар, но Кульчоро схватил налету его пику и бросил ее сыну Кёкчё с такими словами:
- Уметей, двоюродный брат! Приехал ли ты, как друг, увидеть широкие ковыльные долины Кенкола и Таласа? Сорокаплеменную Киргизию, дорогую отчизну, приехал ты увидеть, уважая нас? К Семетею, сыну Манаса, батыру, сыну доблестного султана, приехал ли ты, считая его своей опорой? Не гневайся и не свирепей, и брось собачью повадку! Начнем все по-новому. Послушай совет султана: - "Если будет вражда и позор между казахами и киргизами, за это вам держать ответ". Мудрый кабылан Бакай так говорил: - "Дадим тебе, наш славный, все, что ты просишь". Двоюродный брат Уметей! Поддержим тебя - будешь могуч. Не ссорься со львом, батыром и доблестным героем. Если желаешь поступать по-хорошему, Уметей, то знай, что Семетей примет тебя радушно. Он скажет: - "Приехал мой двоюродный брат!" - и даст тебе несметный табун вороных кобылиц и тысячи верблюдов.